В поисках альтернативы нефти – почему Югра занимается креативными индустриями и что это дает

В поисках альтернативы нефти – почему Югра занимается креативными индустриями и что это дает

В Ханты-Мансийске прошло очередное совещание по вопросам развития креативной деятельности в Югре. Его вела Наталья Комарова, а гостем стала замдиректора фонда «Росконгресс» и директор социальной платформы «Инносоциум» Елена Маринина. О чем был разговор, и почему руководство Югры так много внимания и времени уделяет креативной экономике – разбирался СИА-ПРЕСС.

Вообще креативные индустрии – это пласт деятельности, завязанный на интеллекте и творчестве. В него входит довольно широкий пул занятости: от IT, разработки игр и дизайна до музыки, киноиндустрии и урбанистики.
В постиндустриальном обществе эта часть экономики во многих странах становится одним из серьезных драйверов роста. Общий рынок креативных индустрий в мире давно превысил $2,5 трлн и дал людям десятки миллионов рабочих мест.
Несмотря на то, что предприятия и частные лица, чью деятельность можно отнести к креативным индустриям, в России есть давно, системно и целенаправленно подойти к развитию этого сектора экономики первой решилась Югра. Именно здесь в 2020 году был разработан первый в стране закон о креативных индустриях. Он призван упорядочить среду и создать условия для творческих жителей региона, чтобы они самореализовывались и параллельно зарабатывали деньги и приносили пользу себе и региону.

Отчасти внимание к креативным индустриям в Югре сложилось ввиду необходимости развивать другие сегменты занятости, кроме титульных – нефти, газа, энергетики и строительства. Во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году Наталья Комарова рассказывала широкой аудитории, что в автономном округе добывается от пяти до семи процентов всего мирового объема (это около 40 процентов российской нефти), и регион делает ставку на поиск альтернатив.

«Мы расцениваем малые города как полноценных участников экосистемы креативной экономики. Здесь, как правило, имеется большой потенциал для ремесленнической деятельности. Малые поселения ярче идентифицированы», – отмечала губернатор, и рассказывала, что в России доля креативных индустрий составляет почти пять процентов ВВП, в Югре – 2,1 процента от ВРП, а в мировой экономике они уже добрались до восьми процентов и выше.

Согласно другой статистике, в креативной экономике Югры работают семь тысяч организаций, то есть 8,5 процента от всей списочной численности юридических лиц региона, а трудятся в этой сфере 14 тысяч югорчан – то есть два процента от всех занятых.
«Трудно увеличивать долю, но стремиться к этому необходимо. Поддержка креативных индустрий осуществляется на всех стадиях жизненного цикла – это наш принцип, по которому мы выстраиваем работу», – заявила по этому поводу Наталья Комарова.

В Югре есть различные форматы поддержки креативной деятельности. Например, во все грантовые конкурсы, которые проводятся в округе, включены соответствующие номинации – это позволяет физлицам и НКО получать деньги на творческие проекты. К слову, не так часто у коммерческих структур есть возможность претендовать на бюджетные гранты на креативную деятельность, но на федеральном уровне – в рамках конкурса президентского Фонда культурных инициатив. Югорчан активно призывают в нем участвовать и добывать федеральное финансирование. Есть собственные окружные конкурсы. Например, в апреле 2021 года регион раздал гранты на проекты в сфере территориального маркетинга и брендинга – максимум миллион рублей, и там участвовали, в том числе, предприниматели.

Другие направления поддержки: обучающие программы в сфере территориального маркетинга, брендинга и социального проектирования, конкурсная поддержка ресурсных центров в сфере креативных индустрий, грантовая поддержка креативных стартапов, содействие в маркетинге и сбыте продукции, которую производят представители креативных индустрий.

К слову о ресурсных центрах – они должны будут появиться в каждом муниципалитете. Например, в Сургуте это арт-резиденция «Квартира», где помощь получают как общественники, желающие оформить и реализовать свои инициативы, так и предприниматели из сферы креативной экономики. Это создает определенную образовательную и коммуникативную среду, знакомит людей друг с другом и приводит к созданию новых проектов.

Югра отмечается на федеральном уровне – по итогам программы Rurban Creative Lab от Агентства стратегических инициатив и могущественного государственного ДОМ.РФ из 3 300 заявок в число десяти победителей вошли представители нашего региона.
Сейчас они реализуют задумки: «технопарк» креативных индустрий в Сургуте, образовательную площадку и творческие мастерские в заброшенном здании в Мегионе, этнокультурный выставочный центр в Белоярском.

Планов – огромное количество. Создание кросс-индустриальной международной образовательной площадки «Кооперация + точка сборки», создание микро-индустриальных парков, «Единое окно» мер поддержки, IT-коворкинги и многое другое.

«Спасибо за то, что ваш регион одним из первых в стране поднял вопрос разработки закона о креативных индустриях. Вы стояли у истоков развития креативных индустрий в стране. Бизнес-подходы – это то, что является одним из приоритетов регионального развития фонда «Росконгресс». Сейчас ваш регион уже с достаточно развитой инфраструктурой, урбанистикой и, объединив усилия региональных властей и фонда «Инносоциум» – социальной платформы фонда «Росконгресс», мы вместе сможем сделать еще больше», – оценила обстановку в Югре Елена Маринина.

Так или иначе, большой путь по системному развитию креативной экономики в Югре начался совсем недавно – прошло немногим больше года после принятия закона. Какую нишу она сможет занять в главном нефтяном регионе страны – покажут ближайшие годы, и зависеть это будет во многом от активности самих югорчан.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *