«Это было недавно, это было давно…»

 

В канун полувекового юбилея Нефтеюганска как города было бы верхом неприличия не вспомнить «мостовую» историю нашей островной территории с магистральными дорогами впридачу…

При высадке первого десанта геологов на усть-балыкскую землю в обязательном порядке учитывались два фактора — наличие надежных разведданных о перспективных запасах нефти и навигационно-речная доступность доставки многотоннажных и прочих грузов. Первое время все необходимое доставлялось сюда только в периоды речной навигации. Но затем, когда задача безотлагательного ввода в промышленный оборот ресурсов нового нефтедобывающего региона стала государственным приоритетом, речной транспорт уже не мог справиться с объемами грузоперевозок. Самоотверженные трудяги-авиаторы, к сожалению, тоже «тонули» в растущих сумасшедшими темпами пассажирских и грузовых потоках.

В ноябре-декабре 1964 года наверху было принято решение об открытии регулярного «зимника» — зимней дороги от Сургута и Усть-Балыка до Тюмени. За месяц, невзирая на морозы и всякие неудобства, в снегах пробили трассу и пятого января 1965 года по этой «дороге жизни» открылось движение. Первая автоколонна из Тюмени с оборудованием и другими грузами прошла 960 километров за восемь дней. Но так было только до весенних распутиц и бездорожья в краю бескрайних болот. Ускоренное освоение Тюменского топливно-энергетического комплекса поставило в повестку дня создание «с нуля» железнодорожной и автомобильной транспортной системы. В августе 1975 года легендарным трестом «Тюменьстройпуть» была закончена вторая (после первой — до Тобольска) очередь железной дороги с мостовыми переходами через Юганку и Обь до станции Сургут. Буквально следом началось строительство и капитальных автомобильных дорог с разногабаритными мостами через многочисленные ручьи, протоки и реки.

Наш первый нефтеюганский автомобильный мост через Юганку (с высотными опорными конструкциями) был построен с участием специалистов треста «Мостострой-11» и курганского завода «Курганстальмост» в 1984 году и пропускал 1900 автомобилей в сутки. Второй мост, сооруженный в 2007 году профессиональными коллективами этих же предприятий, обладает суточной пропускной способностью 20 тысяч единиц автотранспорта. В первую очередь эти мосты служат бесперебойной работе всех нефтеюганцев, занятых эксплуатацией Мамонтовского, Правдинского, Салымского и других нефтяных месторождений, расположенных за рекой, на материковой части. Что творилось в этом месте в недалеком прошлом страшно вспоминать: маломощная паромная переправа, организованная собственным речным флотом нефтяников и строителей, буквально захлебывалась автомобильными очередями, вахтовиками, обычными пассажирами и всевозможными грузами, зависела от состояния судовой и паромной техники, капризов погоды, весеннего ледохода и осеннего ледостава. Зимой крепко выручала организованная здесь же временная ледовая переправа.

Построенные долгожданные мосты надежно связали Нефтеюганск с материком в южном направлении, стали неотъемлемой частью огромной федеральной автомобильной трассы. А ввод в эксплуатацию в 2000 году сургутского моста-красавца через Обь, занесенного в Книгу рекордов Гинесса, окончательно соединил наш остров с остальными северными территориями вплоть до Салехарда. Вместе с речным флотом, железной дорогой и авиацией эти мосты обеспечивают полноценную жизнь не только Юганска, но и всего нефтегазодобывающего и энергетического комплекса Югры и Ямала. Низкий поклон от «нефтеюганских робинзонов» всем участникам сооружения таких вот современных мостовых переходов и дорог!..

Автор текста Кирилл Родионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.